АА

С заботой о вашем здоровье!

Рубрика: Ковид не щадит

19.08.2021

Марс Мустафин: «Сам болел, другим не пожелаю».


Кто попал под прицел коронавируса в третью волну пандемии, кого врачам приходится уговаривать лечиться, заручившись поддержкой сотрудников прокуратуры, и на что надеются врачи и вирусологи? Об этом пи не только корреспонденту «Вашей газеты» рассказал главный врач НЦРМБ Марс Мустафин.

- Марс Харисович, каких пациентов тяжелее лечить от ковида?

- Конечно, тяжелее всего лечить пациентов с сопутствующими патологиями - сердечнососудистыми и лёгочными заболеваниями, сахарным диабетом. В первые две волны в наш инфекционный госпиталь поступали в основном пациенты-«хроники», а сейчас много молодых пациентов без хронических заболеваний, которые тяжёло переносят эту болезнь. Раньше молодёжь составляла около 15-20% всех пациентов нашего госпиталя, сейчас - около 30-40%. Коллеги из детской больницы сказали, что дети тоже стали чаще болеть ковидом, но, слава богу, переносят его легко. Тяжелее поддаются лечению и те, кто запустил заболевание, вовремя не обратившись за медицинской помощью.

- А много ли случаев, когда человек надеется, что всё обойдётся, и попадает к вам в тяжёлом состоянии?

- До сих пор есть люди, которые не верят в ковид и до последнего занимаются самолечением. Но таких ковид-диссидентов становится всё меньше. При коронавирусной инфекции, также как при любой ОРВИ или гриппе, нельзя заниматься самолечением, надеясь на бабушкины средства.

- С чем вы связываете то, что сейчас даже молодые, здоровые пациенты тяжело переносят коронавирусную инфекцию?

- Скорее всего, это связано с особенностью вируса, с тем, что он мутирует. Клинические проявления сейчас в корне отличаются от тех, что были ещё год назад. Если раньше пациенты с ковидом теряли обоняние, жаловались на ломоту в теле, то сейчас часто жалуются на диарею, тошноту, рвоту. Нельзя сказать, что молодые более безответственные и не обращаются к врачам, надеясь, что всё само пройдёт: среди молодых пациентов нашего госпиталя много тех, кто обратился к врачам сразу же, как почувствовал признаки недомогания, но - увы! - от среднего или тяжёлого течения болезни их это не уберегло.

- В интервью «Бизнес-онлайн» главврач РКБ Рафаэль Шавалиев рассказал, что сейчас к ним стало поступать много ковидных беременных. Причём выяснилось, что будущие мамы подолгу - до 6 дней - переносят болезнь дома, а потом поступают уже в момент цитокинового шторма. Как складывается ситуация с больными ковидом беременными у нас?

- У нас в последнее время тоже стало больше беременных пациенток с ковидом. Они болеют тяжелее, их состояние ухудшается намного стремительнее, чем у других пациентов. Поэтому, если у беременных появляются признаки ОРВИ, врачи обращают на них пристальное внимание. Всех беременных пациенток с коронавирусной инфекцией стараемся госпитализировать, но не все соглашаются - не понимают серьёзности заболевания, причём некоторые отказываются не только от госпитализации, но и от обследования и лечения. Нескольких нижнекамских пациенток, упорно отказывающихся госпитализироваться, пришлось уговаривать с помощью сотрудников прокуратуры. Беременные в силу своего положения становятся более ранимыми, капризными, считают, что врачи просто осторожничают, хотя на самом деле всё хорошо, но уверяю, что у врачей нет цели загнать в больницы как можно больше беременных! Прошу всех будущих мам ответственно относиться к здоровью и жизни своим и ещё не родившегося малыша. Ту же гипоксию - нехватку кислорода - женщина может и не почувствовать, но это может привести к плачевным последствиям для плода.

Беременных с подозрением на ОРВИ госпитализируем в отдельные боксы инфекционного отделения, делаем ПЦР-тест и при необходимости компьютерную томографию. Если диагноз «коронавирусная инфекция» подтверждается и состояние нетяжёлое, переводим в наш инфекционный госпиталь, если есть сопутствующие патологии или настораживает течение болезни, практически сразу - в течение суток - отправляем в Казань, в перинатальный центр.

- Как решается, каких вообще нижнекамских пациентов отправлять на лечение в Казань?

- К счастью, такая необходимость возникает крайне редко. В принципе, методы лечения и подходы к нему по всей республике одинаковы. С первых дней пандемии в Татарстане введён так называемый виртуальный обход, и наши доктора, заведующие инфекционными госпиталями выходят на связь с профессорско-преподавательским составом медицинской академии, главными специалистами республики, обсуждают со столичными специалистами - более опытными, старшими - состояние пациентов, анализы, результаты КТ и совместно назначают комплексное лечение. Наши врачи не остаются один на один с этим заболеванием и не лечат пациентов исключительно на своё усмотрение. Повторюсь: и в Нижнекамске, и в Чистополе, и в Набережных Челнах, и в Казани коронавирусных пациентов лечат одинаково. Необходимое оборудование, средства защиты в нашем госпитале тоже есть - огромное спасибо исполкому, Минздраву, нашим промышленным гигантам и малым предприятия, волонтёрам. В начале пандемии у нас была проблема с соединением двух кислородных концентраторов, но за счёт средств исполкома удалось провести дорогостоящий ремонт, сейчас всё в порядке.

- Эффективны ли в борьбе с новыми штаммами коронавируса препараты, которыми лечили ковидных пациентов ещё полгода-год назад?

- Это заболевание новое, во всём мире пока нет единого окончательного мнения о том, как его нужно лечить. Рекомендации каждый раз обновляются - сейчас готовится 12-я версия временных рекомендаций по лечению новой коронавирусной инфекции. Часто требуются большие дозировки препаратов, чем раньше. Многие учёные-вирусологи говорят, что в принципе вирусу невыгодно убивать организм, в котором он паразитирует. Та же «испанка», которая в начале прошлого века убила около 50 миллионов человек, адаптировалась и перешла в сезонный грипп, летальность от неё снизилась. Думаю, и ковид хоть и останется сезонным заболеванием, но не будет таким агрессивным, как сейчас.

- Врачи предостерегают, что ковид сильно повреждает сосуды и что даже через несколько месяцев даже после легко перенесённой болезни могут образовываться тромбы. Что делать, чтобы обезопасить себя от тромбообразования?

- Перенесённая коронавирусная инфекция может отрицательно влиять на психическое состояние, сердце и сосуды, иммунную и эндокринологическую системы. Поэтому после курса лечения от ковида доктора назначают профилактические средства, которые обязательно нужно принимать уже после выздоровления - к примеру, антикоагулянты. Но многие пациенты думают, мол, раз уже выздоровел и чувствую себя здоровым, зачем мне ещё что-то принимать? Но последствия ковида могут в первое время и не ощущаться. Сейчас для постковидных пациентов введено углублённое диспансерное наблюдение - обязательно исследуется свёртывающее свойство крови. Общие советы, чтобы минимизировать риски тромбообразования, такие: занимайтесь физкультурой, в жару не находитесь долго на солнце или в жарких помещениях, пейте достаточное количество жидкости, откажитесь от вредных привычек.

- Есть ли среди пациентов ковидного госпиталя вакцинированные?

- Вакцинированных среди больных нижнекамского госпиталя крайне мало - меньше 1%, с начала вакцинации в госпиталь попали только около 29-30 пациентов с прививкой и болели они не тяжело. К сожалению, не все вакцинированные получают иммунитет. Это объясняется тем, что эффективность вакцин не стопроцентная. Даже привившийся человек не может быть абсолютно уверен в том, что он не заразится, потому что антитела могут не выработаться из-за индивидуальных особенностей организма. Потому и возникают случаи, когда вакцинированный человек заболевает и попадает в госпиталь, но эти случаи, повторюсь, единичны.

- А вы или ваши родные болели коронавирусной инфекцией?

- Я болел, и, слава богу, госпитализация не потребовалась. Но как перенесу болезнь в следующий раз - неизвестно, проверять не хочу, потому привился. Супруга, дети и родители тоже привитые. Думаю, в каждой семье, в каждом коллективе есть те, кто на себе почувствовал все «прелести» ковида. Многие мои коллеги-врачи тяжело перенесли эту болезнь - буквально находились между жизнью и смертью. Были и те, кто не переборол её: недавно, к примеру, из-за ковида не стало родоначальника нижнекамской медицины Гамира Исмагилова. Его супруга, тоже врач, выжила.

- Как относитесь к тем врачам, которые призывают не вакцинироваться?

- Негативно. Конечно, каждый врач имеет право на своё мнение, но не нужно его транслировать! Мнение врача многие воспринимают как слово божье, но это слово может не только воскресить, но и убить. К сожалению, ни один препарат не убивает коронавирус - мы лечим лишь последствия этого заболевания. Перед каждым стоит выбор: либо заболеть с шансом умереть, либо привиться. Другой перспективы жить на этой планете, кроме как вакцинироваться, у человечества нет.

По материалам «Вашей газеты», автор Алсу Шарифуллина.