АА

С заботой о вашем здоровье!

Не услуги, а забота!

13.07.2022

Каких врачей не хватает Нижнекамску? Почему врачи уходят в частную медицину? «ВГ» обсудила кадровый дефицит с главврачом НЦРМБ Марсом Мустафиным.


- Марс Харисович, насколько остро стоит кадровый вопрос?

- Нашей больнице не хватает 70 врачей - укомплектованность 61%. Мы ждём терапевтов, неврологов, отоларингологов, офтальмологов, других узких специалистов. Мы размещаем вакансии на профильных сайтах, отправляем заявки в учебные заведения, проводим встречи с выпускниками медвузов Кирова, Перми, Ижевска, Махачкалы, Курска.

- А выпускники казанского меда?

- Молодёжь, пожив в Казани, предпочитает оставаться в столице республики. Невозможно вечно переманивать врачей из других регионов, пусть даже и уровень медицины и зарплат там ниже. На встречах с депутатами Госдумы мы поднимали этот вопрос не единожды. Нужна системная работа на уровне государства. Дефицит врачей мог бы восполнить возврат интернатуры и обязательного распределения выпускников медвузов, обучавшихся на бюджете. В молодой Нижнекамск приехали врачи со всего СССР, заложили ядро нашего здравоохранения, передали сплав знаний ученикам и последователям. Они начали работать по распределению, остались насовсем и не пожалели.

- Почему молодые врачи уходят в частные клиники?

- После института или ординатуры ребята приходят в медицину с горящими глазами и сталкиваются с реальностью. Они должны нести ответственность за каждого больного, который пришёл за помощью, в том числе за неадекватных пациентов, которые грубят, требуют, мол, ты давал клятву Гиппократа и должен оказывать услуги, работать сутками. Сказывается и повышенная нагрузка: врачей недостаточно, а больных меньше не становится. Одно дело - вести платный приём и спокойно получать неплохие деньги за приём, как правило, нетяжёлых социально адаптированных больных. А другое - дежурить ночами, когда жизнь и здоровье людей зависят от твоего профессионализма.

- Нижнекамцы часто жалуются, что невозможно записаться к нужному специалисту.

- Пока дефицит узких специалистов сохраняется, трудности будут. Но такого, чтобы вовсе невозможно попасть к врачу, нет. Можно обратиться к завотделением, завполиклиникой, записаться на личный приём ко мне, позвонить на горячую линию «Открытый главный врач» по телефону 243-247. Мы каждый случай рассматриваем. Все, кто нуждается в экстренной помощи, могут получить её в приёмном покое, в нашей больнице 23 клинических отделения.

- Давно в Нижнекамске не хватает врачей?

- С тех самых пор, как упали престиж профессии и авторитет врача так же, как и авторитет педагога. С тех пор, как врачебную помощь перевели в разряд услуг. Причём дефицит врачей наблюдается по всей стране. В Нижнекамске удалось немного сгладить проблему реформой здравоохранения в двухтысячных, когда ЦРБ, вторую и третью горбольницы объединили в одно учреждение. При дефиците кадров и нехватке оборудования это помогло собрать всё в одном месте, сделать медицину доступной для горожан. Тогда, к примеру, на весь город работал один невролог в одной больнице, а после объединения к нему могли обращаться все. Старались выходить из положения, чтобы люди получали помощь.

- Какую роль играет оплата труда?

- Грамотами и лозунгами, как было в советские времена, теперь никого работать не заставишь. Зарплата влияет на желание работать, и это нормально. В НЦРМБ самая большая зарплата среди учреждений республики такого же профиля, но это как средняя температура по больнице: у кого-то больше, у кого-то меньше. Возможность подработать есть у всех. Наша больница многопрофильная, любой специалист находит по душе и работу, и подработку. Например, после завершения смены можешь заработать дополнительно на ночных дежурствах или принимая пациентов в хозрасчётном отделении. Кроме того, можно повысить квалификацию или пройти переобучение, чтобы сменить профиль.

- В какие условия приезжают молодые специалисты из других регионов?

- В Нижнекамске действует программа арендного жилья: для врачей приготовлены 72 одно- и двухкомнатных квартир, они с мебелью и бытовой техникой, не надо искать гостиницу или съёмное жильё, платить за аренду, только за ЖКУ. В среднем в течение трёх лет приезжие врачи вселяются в новые квартиры по социальной ипотеке, в качестве первого взноса выступают республиканские грантовые 800 тысяч рублей. Каждого молодого врача мы закрепляем за наставником, чаще заведующим отделением, для передачи опыта, профессионального развития. Наставник консультирует подопечного, объясняет сложные моменты.

- Что для вас важнее: полный штат или высокая квалификация персонала?

- В ковидные времена было такое, что недобросовестные люди пытались подзаработать в госпитале, пренебрегая стандартами оказания помощи. Но мы быстро с такими расставались, в приоритете было помочь тем, кто в этом нуждался. В красной зоне работали проверенные врачи, настоящие профи. Было сложно, тем не менее наша больница была одной из немногих, где и Covid-госпиталь функционировал, и оказывалась неотложная и экстренная помощь в полном объёме. Плановую помощь мы хоть и приостанавливали, но ненадолго.

- Завершается строительство ПДО - приёмно-диагностического отделения. Кто будет там работать?

- В ПДО, или Центре экстренной медицины, как мы его называем, будет сконцентрирована вся неотложная и экстренная помощь. Ранее сложилось, что у нас 4 приёмных покоя, нередко пациентам приходилось перемещаться из одного в другой. Сейчас всё будет в одном месте: техника для обследований - УЗИ, ФГДС, КТ, МРТ, врачебный и сестринский персонал. Центр будет оснащён современным оборудованием, за счёт этого мы ждём притока кадров. Для молодых специалистов интересны новые технологии, новое оборудование, новые подходы к лечению.

- В условиях дефицита кадров может ли медсестра стать врачом?

- В КГМУ есть квоты приёма выпускников медколледжей: сразу после выпуска они сдают вступительные экзамены и проходят по конкурсу. Если они уже несколько лет работают, тогда им придётся сдавать ЕГЭ и поступать на общих основаниях.

- Медицинские карты переходят в онлайн формат, пациенты ищут информацию в Интернете, как это сказывается на лечении?

- Электронные медкарты пока только внедряются, в дальнейшем это будет хорошим подспорьем. Можно будет свободно консультироваться с коллегами из федеральных центров, при этом они будут обладать необходимой информацией. Сейчас многие лечатся по Интернету. Но чтобы поставить верный диагноз, нужны знания, опыт и время. Человеческий организм уникален, существуют редкие болезни. Недавно молодой терапевт, из Дагестана, кстати, предположил у женщины редкое генетическое заболевание - один случай на 2 миллиона, состыковался с московским институтом, отправил туда результаты обследований. Предположение оказалось верным. После специфического лечения женщина пошла на поправку. Доктор спас ей жизнь. По Интернету такое не вылечишь.