АА

С заботой о вашем здоровье!

Хирургия как ювелирное искусство

24.04.2020

Более шести лет назад в Нижнекамской многопрофильной больнице появилось отделение рентгенохирургических методов и диагностики лечения. Сейчас это центр экстренных внутрисосудистых операций, в котором ежегодно проводится порядка 600 малоинвазивных вмешательств больным с острым инфарктом миокарда, инсультом и другими серьёзными заболеваниями. О том, чем сегодня живёт отделение, нам рассказал заведующий Алексей Крохалёв.


– Алексей Николаевич, расскажите о вашем отделении.

– В отделении рентгенохирургии трудится десять человек, в том числе три хирурга. Фактически у нас две операционные бригады, работа организована в одну смену, по окончании дневных операций мы выходим в режим круглосуточного дежурства на дому. Этим малым составом закрываем круглосуточные дежурства. Львиная доля из числа манипуляций составляет помощь пациентам с острым инфарктом миокарда. Здесь важно провести процедуру в течение первых минут после обращения. Каждую секунду в сердце умирает одна клеточка. Чем быстрее мы откроем поток питания к сердцу, тем лучше качество жизни пациента после операции. Поэтому так важно ночью как можно быстрее приехать в отделение. Обычно минут через 20 после звонка мы уже начинаем операцию. В большинстве случаев, если её не сделать вовремя, пациент, конечно, останется жив, но он не сможет нормально ходить, работать, переносить физическую нагрузку. Это будет совсем другое качество жизни. Иногда в запущенных случаях операция стентирования является спасающей жизнь. Также нередки ситуации, в том числе плачевные, когда пациент сам очень поздно вызывает скорую помощь и стентирование уже не может помочь, потому что миокард «умер» и питание подавать некому…

– Сколько операций делаете в год?

– Если мы начинали работать со 150 операций в год, сейчас проводим минимум 500-600. В 2020 году планируется 700 вмешательств. Постепенно наращиваем их спектр. Основное направление – операции на сердце. Атеросклероз может забивать сосуды внутри любых органов и систем. Большое количество операций делается при атеросклерозе сосудов шеи, нижних конечностей, сосудов почек. В год имплантируем порядка 50 электрокардиостимуляторов пациентам с заболеваниями сердца и нарушением ритма. Также набирает обороты такая операция, как эмболизация маточных артерий при миоме матки. Число таких вмешательств зависит от выделяемых квот. Ежегодно мы делаем порядка десяти операций. На этот год запланировано 15, средняя потребность на Нижнекамский район – 40.

– Как проводятся эти операции?

– Процедура проводится на высококачественном оборудовании: сначала пациенту делают диагностику, которая показывает, какой именно сосуд сужен. Операции проходят под местной анестезией. Через небольшой прокол в паховой области либо в области запястья в артерию вводится тонкая трубочка-катетер. С помощью стента забившийся сосуд расширяется, а атеросклеротическая бляшка прижимается к стенке артерии. Это тонкая, ювелирная работа. Сразу же восстанавливается кровоток, пациент, поступивший с инфарктом, ощущает резкое улучшение общего состояния. Уже нет тех жгучих болей, которые невозможно было снять лекарствами. С устранением причины проблемы в течение 5-10 минут восстанавливаются нормальное артериальное давление и сердечный ритм. После тромбоэкстракции при остром ишемическом инсульте головной мозг обычно восстанавливается дольше, но доказано, что уже на следующий день после операции у пациентов проходит неврологическая симптоматика – парезы и параличи.

– Как давно вы живете в Нижнекамске?

– С 2013 года, был призван Министерством здравоохранения Татарстана для организации работы центра по вмешательствам на артериях сердца. Приехал из Уфы, где восемь лет работал рентгенэндоваскулярным хирургом в республиканском кардиоцентре. Посчастливилось трудиться в кардиохирургической службе, где профессорский состав внедряет передовые научные разработки. И основным направлением работы центра было внедрение этих технологий в небольших городах России. В Набережных Челнах, Альметьевске, Нижнекамске, а сейчас и в Нефтекамске, Октябрьском и Белорецке работают сосудистые хирурги, рентгенэндоваскулярные хирурги, с которыми я работал в уфимском кардиоцентре.

– У вас есть авторитеты в своей области?

– Да, конечно, есть корифеи в нашей области, мнение которых очень уважаю и прошу у них всегда совета. Но наша профессия достаточно узкая, зарегистрирована в России только в 2010 году, и у докторов, работающих в районе, всегда должно быть своё мнение, ориентируясь на которое он берет на себя ответственность и принимает решение. Бывает так, что пациенты приходят к нам с заключениями авторитетных людей. К сожалению, не все их можно принимать на веру, так как состояние пациента может измениться с течением времени, и доктор должен обращать внимание на это. Если пациент обратился с болью, беспокойством, жалобами, – значит, заключения и рекомендации именитых профессоров не помогли? Стало быть, есть необходимость применить другой, нестандартный, возможно, новый подход к диагностике и лечению, ведь медицинская наука не стоит на месте…

– Как восстанавливаетесь после рабочего дня?

– Рентген-излучение серьёзно сказывается на здоровье и ощущается выраженной усталостью после всех проведённых за день операций и исследований. Рентгенэндоваскулярная операция может занимать от 30 минут до часа рентген-времени. Побороть усталость можно только сном. Конечно, используем все средства индивидуальной защиты – это тяжёлые свинцовые фартуки и халаты, и при таком объёме манипуляций и большом количестве дежурных смен отдыхать достаточно не получается.

– Расскажите о своей семье.

– С женой воспитываем двоих сыновей девяти и семи лет, скоро родится ещё один сын.

– Какая у вас мечта?

– Мечта как врача – расти профессионально. С коллегами пытаемся ездить на конференции, мастер-классы, в том числе международные, где можем видеть операции коллег всего мира в режиме онлайн-конференции. Это очень помогает. Также нужно помнить, что один хирург в поле – не воин. Пациента мало прооперировать, его надо ещё восстановить. Чтобы проводить операции, нужен комплексный подход. Администрация должна создать команду, которая ежедневно сообща принимает объективно наиболее выгодное решение индивидуально для каждого пациента, с учётом передовых научных возможностей. Эта модель реализована в некоторых странах, где я был. Хотелось бы, чтобы это стало неотъемлемой частью всей медицины. Что касается мечты как главы семьи, то хочу, чтобы у моих детей, супруги было все хорошо. Хочется уделять им как можно больше внимания – основное, что необходимо нашим детям. Конечно же, они должны получить высшее образование, чтобы потом самим решить, как его применить.

По материалам газеты «Нижнекамская правда», автор Гульнара Шишкина.